Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
 
Из книги "Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии". Составитель Артемий Кирович Троицкий, Москва, "Книга", 1990.
Стр. 156.
"Кино" (Ленинград).

Группа начинала как дуэт Виктора Цоя и Алексея Рыбина (Рыбин играл в "Пилигримах", Цой - в "Палате N6"). В 1981 они заключают творческое соглашение о сотрудничестве и начинают репетировать. Первоначальный состав назывался "Гарин И Гиперболоиды". Какое-то время в него входил О.Валинский.
Однажды, возвращаясь с загородного концерта, Б.Гребенщиков услышал в электричке песню Цоя в его исполнении ("Мои друзья идут по жизни маршем"). После более близкого знакомства при помощи Гребенщикова Цой, Рыбин и басист Михаил Васильев ("Аквариум") под драм-машину записывают альбом "45" (Гребенщиков играл на гитаре). Песни "Время есть, а денег нет", "Электричка", "Белая гадость" и "Бездельник" становятся хитами.
В апреле 1982 состоялся электрический дебют "Кино", в котором в качестве приглашенного гитариста играл Михаил Науменко. Затем "Кино" едет в Москву, где имеет шумный успех. В апреле 1983 состоялось второе электрическое выступление группы в Ленинградском рок-клубе. Кто играл на ритм-секции, не могут вспомнить и сами участники группы, попытки "шоу" Рыбина выглядели отпугивающе дилетантскими, так что неудивительно, что выступление провалилось. Примечательно лишь то, что на сцене впервые появился Юрий Каспарян.
Вскоре Рыбин покидает группу из-за разногласий с Цоем, некоторое время играет с Рыженко, пытается создать собственную группу, после чего уходит с рок-сцены в театр и пантомиму. Цой в это время записывает альбом "46", где играет дуэтом с Каспаряном. Хотя это были рабочие записи, они широко разошлись.
К весне 1984 Цой приглашает в группу ударника Георгия Гурьянова и басиста Александра Титова ("Аквариум"). На прослушивании группа выступила вяло, так что комиссия решала - допускать ли их на фестиваль рок-клуба. Тем неожиданнее был последующий успех.
В июне 1984 "Кино" выпускает альбом "Начальник Камчатки" с обилием именитых музыкантов - Гребенщиков, Курехин, Губерман, Трощенков, И.Бутман. Альбом оказался "перепродюсированным", но отличался более сложными и образными текстами, нежели ранние работы группы.
Сезон 1984/85 "Кино" провело в гастролях. На Фестивале-85 все ожидали того же, что и на предыдущем, но оказалось, что у группы большой запас неиспользованных резервов. Цой оставил гитару и удивил всех тем, что на редкость пластично и грациозно двигался по сцене. Летом того же года вышел альбом "Это не любовь". Возможности студии были весьма ограниченны, так что о барабанах вопрос не стоял. Тем не менее нужно отметить блестящую работу оператора А.Вишни, сумевшего придать компьютеру почти живой звук. В альбоме проявился "закрытый" подход Цоя к иронии, что явилось причиной непонимания у совсем молодых и неожиданного успеха у имеющих некоторый жизненный опыт. Из хитов упомянем заглавный "Уходи" и "Безъядерную зону". Практически одновременно записан альбом "Ночь", очевидными успехами которого стали "Мама-анархия" и версия "Последнего героя". Остальное трудно считать удачей, так как, видимо, представления о звуке у группы и оператора разошлись. Однако именно этот альбом выпущен "Мелодией" (без уведомления Цоя).
Происходит смена состава: басистом приглашен Игорь Тихомиров ("Джунгли"), на ударных вместе с Гурьяновым стал работать Сергей "Африка" Бугаев. Эпизодически появлялись второй басист, второй гитарист, а на Фестивале-86 - клавишник.
После Фестиваля-86 какое-то время хиты "Дальше действовать будем мы", "На улицах снег" котировались как бутлег. Тем временем Цой снимался в кино: "АССА", "Игла" (музыка группы "Кино"). Реакция на последний фильм разная - многие воспринимают ленту как рок-фильм, коим она не является.
Альбом "Группа крови", вышедший в конце 1987, по опросам официальных и неофициальных изданий, стал лучшим альбомом 1988.
Пожалуй, это самая зрелая работа "Кино" - Цой сумел спеть об общечеловеческих ценностях в столь конъюнктурный период. Американская критика неожиданно высоко оценила альбом, найдя его более свежим и достоверным, чем вышедшие там одновременно диски Гребенщикова и "Звуков Му". Надо сказать, "живые" концерты "Кино" за границей (Дания, Франция, Италия) не имели особого успеха и по накалу не шли ни в какое сравнение с выступлениями Цоя на родине. Группа долго держала концертную аудиторию на голодном пайке и лишь со второй половины 1989 начала активно гастролировать. После окончания турне по Союзу, отдыхая в Юрмале, Виктор Цой попал в автомобильную катастрофу и погиб. Это случилось 15 августа 1990. Буквально за день до трагедии они с Ю.Каспаряном закончили черновую запись нового альбома.
А.Старцев