Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
 
Автор первого фильма о Викторе Цое
Сергей Лысенко: "Увидев группу КИНО, директор киностудии
сказал мне: "Постричь, переодеть, умыть и только тогда снимать!"

К сожалению, мало кто знает, что первый фильм о Цое был снят в Киеве в 1986 году тогда еще студентом пятого курса Театрального института им.Карпенко-Карого, а ныне известным украинским режиссером Сергеем Лысенко. Сергей ни коем случае не хочет, чтобы в материале звучали громкие фразы "он первым открыл Цоя" и т.д., но факт остается фактом: короткометражный фильм "Конец каникул" - потрясающее свидетельство эпохи, в котором впервые упоминается легендарный музыкант. Мало того - эта студенческая работа оч-чень актуальна!.. Противно слышать высказывания некоторых нынешних "творцов": "Я бы делал что-то настоящее... Но ведь сейчас такое время... А мне надо кормить семью". Ей Богу, вам нужно посмотреть хотя бы финальные кадры этого фильма, где звучит песня Цоя: "...А те, кто слаб, живут из забоя в забой. Они кричат: "Нам не дали петь". Они кричат - "попробуй тут спой"... Попробуй спеть вместе со мной".

"На Березняки под дерево, где стоял Цой, до сих пор приносят живые цветы"

-Мысль сделать фильм с участием группы "Кино" пришла мне году так в 85-м... В 86-м Перестройкой в в Киеве еще и не пахло. Мне нужно было снимать дипломный фильм, я решил сделать что-то вроде музыкального видео. Никто не догадывался, о чем пойдет речь, мне поверили на слово. Только спросили: "А что за ребята?" Я ответил: "Очень талантливая группа, из ленинградского рок-клуба, все тексты у них заверены, залитованы... Так что можете не беспокоиться".

...Мы встретились с Цоем в легендарном кафе "Сайгон". И, честно говоря, только Цой вошел в кафе, я уже понял, что это Он. Не потому, что он выделялся из-за своей корейской внешности -- просто у него была такая энергетика, что его невозможно было не заметить. Сейчас, в основном, говорят о Цое, но нельзя забывать, что это Группа!.. Цой был безусловным лидером, но вместе они производили впечатление монолита, они практически не расставались, и было видно, что они понимают друг друга с полуслова... Позже, я помню, ребята из "Кино" спокойно не могли ходить по улицам Киева -- все на них оглядывались...

?Как Цой воспринял предложение сняться в фильме?

!Он все воспринимал практически без эмоций. В нем был сильно развито какое-то самурайское начало: он был спокойным, выдержанным, с самообладанием. Но было видно, что предложение сниматься он принял с удовольствием. Тогда только-только вошли в моду музыкальные видеоклипы, особенно сильное впечатление производили клипы "Дюран Дюран", и Цою, наверное, хотелось попробовать что-то в этом формате.

?Когда вы начали снимать фильм?

!В 86-м. На протяжении года шли всевозможные увязки, я присылал сценарий, мы обсуждали его по телефону. К моему удивлению, сценарий Цою понравился, хотя это был простенький студенческий фильм со всеми его недостатками, наивностью... Сюжет очень простой: парень (его играет Цой) поет свои странные песни, а его друзья, ближайшее окружение не понимают его, смеются над ним... Потом герой становится таким, как все: женится, у него рождается ребенок, но песня продолжает звучать в его душе, и в один прекрасный день он бросает все, чтобы вновь уйти за своей мечтой. Цой, конечно, своей игрой внес в фильм изрядную долю социальности и, может быть, высек какую-то искру, которая мерцает в фильме до сих пор. Цой не был актером в привычном понимании этого слова. Он мог называться по сценарию Васей, Колей, это было неважно. Он всегда оставался собой. Он как бы подмял фильм под себя.

?В каких местах Киева снимался фильм, как долго длились съемки?

!Хронометраж фильма - 30 минут, времени и денег у нас было немало. Съемки проходили в Киеве сразу после Чернобыльской трагедии, поэтому у меня о тех временах остались двойственные воспоминания: с одной стороны, совершенно вымерший город, с другой - в этом городе Цой с его энергетикой... Часть фильма мы снимали на Березняках, на озере Тельбин, и потом фанаты "Кино" под деревом, где стоял Цой, прикрепили бумагу и очень трогательно заклеили ее сверху целлофаном, чтобы дождь не смыл надпись: "Здесь в 1986 году Виктор Цой снимался в фильме..." Туда до сих пор приносят живые цветы. Кстати, к кумирам так относятся везде. Я видел документальные кадры: могила Морриссона на кладбище Пер-Лашез. Хиппи поливают могилу вином и обкуривают марихуаной памятник... Как с живым обращаются. В 1991 году меня с фильмом пригласили на годовщину смерти Цоя в Питер. Кстати сказать, мой фильм постоянно сопровождали какие-то катаклизмы: в 86-м -Чернобыль, а в 91-м, когда я привез фильм в Питер, на следующий день произошел знаменитый путч... И тогда я, может быть, по-настоящему понял, фигурой какого масштаба он был: когда мы показывали этот фильм и на экране Цой запел финальную песню, публика из зала выскакивала на сцену и становилась на колени перед экраном, держа в руках зажженные свечи...

?Каким запомнился вам Цой? Говорят, он был замкнутым, нелюдимым...

!Мы встречали "Кино" в Борисполе. Была ночь, по трапу самолета спустились четыре человека, все в черном, в черных очках... И уже тогда я понял, что, может, вызвал джинна из бутылки. Начались съемки. Цой уже был до этого в Киеве -год назад вместе с Майком Науменко они давали квартирный концерт, с которого их забрали в милицию. Так что в Киев Цой ехал со смешанными чувствами: во-первых, Чернобыль, во-вторых, Киев тогда еще не был точкой на карте молодежного движения... Они жили в гостинице "Славутич" и производили впечатление людей абсолютно самодостаточных. Никогда не срывали съемок, их поведение совершенно не вязалось c привычным "рокерским" образом жизни -- дебош там, разгромленный номер... Вели себя очень спокойно -- выпивали по стаканчику красного вина "от радиации" и на следующее утро, бодрые, шли сниматься...

"Мне говорили: "Ты что наснимал? У нас идеологический вуз! Это провокация!"
Съемки студенческого фильма, как и любого, проходили очень нервно, потому что в кино 70 процентов всех усилий уходит на организацию. Нам приходилось приезжать на съемочную площадку и обо всем договариваться на месте. Возникали, конечно, проблемы. Когда мы снимали на радиовышке около Владимирского собора, тогдашний директор радиотехникума спросил у нас: "А кто будет сниматься?" - "Хорошие ребята из Питера. Молодая талантливая группа..." Он на них посмотрел и сказал: "Нет, я их не пущу!" На следующий день утром директор студии "Укртелефильм" приехал и, поднимаясь по лестнице, увидел группу "Кино" в полном составе -ребята спокойно курили в ожидании съемок. Директор ничего не сказал, поднялся и вызвал меня к себе кабинет: "Постричь, переодеть, умыть и только тогда снимать!" С грехом пополам мы продолжали съемки. Не могу сказать, что мы подружились - вообще Цой был замкнутый. Но по крайней мере к концу съемок мы начали лучше понимать друг друга...

?Но фильм закончили...

!Самое главное началось, конечно, после съемок. Меня ведь во время съемок никто не контролировал. И когда я начал монтировать картину, по городу поползли слухи, что Лысенко наснимал каких-то фашистов и наркоманов... А кого же еще? Если они в черном, длинноволосые, значит, фашисты или наркоманы... Надо отдать должное моему педагогу Владимиру Горпенко (он потом стал деканом кинофакультета Киевского театрального института) - он с большим пониманием относился к фильму. Но руководство института было в шоке. "Ты что наснимал? В таком виде это не может появиться, мы не можем допустить, чтобы в идеологическом вузе..." и т.д. Лексикон сталинских времен: "Провока-а-ация..." Был закрытый просмотр, приехали люди из обкома... Мне же тогда было не до смеха -- еще не хватало, чтоб выгнали без диплома! И тогда мне предложили переделать фильм... В числе переделок, например, предлагалось следующее дополнение: на комсомольском собрании резко осуждали поведение главного героя. Еще тогда была очень актуальна тема звездных войн, Рейган, империализм... И у меня интеллигентно так поинтересовались: нельзя ли всю эту историю в фильме перенаправить... против Рейгана? Как бы наш ответ Рейгану, но на языке этого самого вашего рока! Впрочем, мне предложили и такой вариант: все делают вид, что никакого фильма не было, его кладут на полку, а я защищаюсь своей преддипломной картиной. Я сказал, что фильм уродовать не буду, и выбрал второй вариант. И тут грянул знаменитый V съезд кинематографистов, организовали конфликтную комиссию, которая рассматривала фильмы, положенные на полку. Узнав о существовании комиссии, я тихонько взял под мышку картину и поехал в Москву... Вскоре оттуда пришло письмо: "...комиссия просмотрела дипломную работу режиссера Лысенко... и нашла ее вполне подходящей для того, чтобы она, по крайней мере, существовала..." Меня с этим фильмом начали приглашать на разные рок-фестивали, киносеансы...

В последний раз я видел Цоя на каком-то фестивале в Симферополе. "Привет!" - "Привет!" - "Как дела?". Вечером в номере часок посидели. Я до сих пор не уверен, что Цой смотрел фильмы со своим участием, мой фильм. Хочу надеяться, что смотрел. Он вообще был равнодушен к происходящему вокруг него... Недавно я закончил переговоры с одной московской фирмой, и если все будет в порядке, этот фильм, наконец, выйдет на видеокассетах. Жалко только, что в Москве, а не в Киеве, где он был снят! Я ни копейки еще не получил за этот фильм. Но я и не хочу на нем зарабатывать! Просто я хочу, чтобы его увидело как можно больше людей. Знаешь, во всей этой истории меня поражает больше всего вот что: я идя по городу, я вижу подростков, которые, когда Цой погиб, еще под стол пешком ходили... А сейчас они сидят на Крещатике и поют "Если есть в кармане пачка сигарет..."


Андрей Архангельский "ФАКТЫ" от 21 ИЮНЯ, 2001г.